Все новости мира

Актуальные события на сайте fullnews.ru

Коран в Святой Софии: МИД Греции назвал решение Анкары «граничащим с фанатизмом»

В этом году в стенах собора Святой Софии в Стамбуле проходят чтения Корана — впервые со времён реформ Ататюрка они проводятся в священный месяц Рамадан. Это вызвало гневную реакцию МИД Греции, который охарактеризовал действия Анкары как «регрессивные» и «граничащие с фанатизмом». В беседе с RT востоковед Гумер Исаев отметил, что чтение Корана во время Рамадана сулит Турции не столько внешние, сколько внутренние проблемы.

Во время Рамадана в соборе Святой Софии, находящемся в Стамбуле, впервые проводятся чтения Корана — соответствующее решение ранее приняли турецкие власти. Кроме того, эти чтения демонстрируются в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию Министерства иностранных дел Греции, где такой шаг назвали «регрессивным» и «граничащим с фанатизмом».

«Мы осуждаем заявления турецких властей о планах организовать чтения Корана в соборе Святой Софии в Константинополе по случаю Рамадана как регрессивные. Проведение мусульманских религиозных обрядов в объекте из списка Всемирного наследия (ЮНЕСКО) непостижимо, это проявление неуважения и потери контакта с реальностью, граничащее с фанатизмом. Кроме того, подобные действия несовместимы с современным, демократическим и светским обществом», — говорится в заявлении МИД Греции.

Бывшая глава ведомства Дора Бакоянни выразила мнение, что чтение Корана в Рамадан в Соборе Святой Софии фактически «превращают собор в мечеть впервые за 80 лет». RT попросил руководителя Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумера Исаева прокомментировать ситуацию.

«Дискуссия относительно возможности превращения Софии из культурного памятника в мечеть имеет место в турецком обществе достаточно давно. Разные силы по-разному ставят этот вопрос. Есть и люди, которые считают, что София должна снова превращена в мечеть», — пояснил он. Решение о чтении Корана в месяца Рамадан можно истолковать как попытку Анкары подчеркнуть значение Святой Софии, Айя-Софьи, в качестве некогда ключевого храмового сооружения в Османской империи.

«Мы знаем, что вопросы, связанные с наследием Османской империи, с величием Османской империи играют важную роль в политической риторике турецкого руководства. В данном контексте разговоры об Айя-Софьи не прекращаются», — отмечает Исаев.

Впрочем, как полагает руководитель Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, история с чтением Корана в месяц Рамадан может обострить религиозную обстановку внутри самой Турции: «В целом для Турции более важный момент — момент внутренний. Большое число людей являются мусульманами, но есть и светские представители, есть и христиане. В данном случае, на месте Эрдогана, я бы не провоцировал ситуацию внутри страны, не усугублял ли раскол. Об этом надо задуматься».

У Собора Святой Софии непростая история. Будучи основанным в 324 году в качестве патриаршего православного собора, в 1453 году он был захвачен и, по данным некоторых историков, разграблен турками в ходе завоевания Константинополя. Во времена Османской империи церковь была превращена в мечеть Айя-Софья, что повлекло за собой и переделку внутреннего убранства здания. Фрески и мозаики были замазаны штукатуркой, что, впрочем, позволило им дойти до наших дней почти невредимыми. Позднее, в XVI веке, к зданию бывшего собора были пристроены контрфорсы — конструкции, предназначенные для усиления несущих стен.

Лишь в 1935 году Мустафа Кемаль Ататюрк издал декрет, в соответствии с которым Собор Святой Софии объявлялся музеем — с тех пор в нём не проводились богослужения. Тогда же с древних фресок были удалены слои штукатурки.

В мае 2016 года сотни мусульман во главе с имамом, как сообщали турецкие СМИ, собрались перед собором, требуя от властей разрешения проводить в нём религиозные обряды. Аналогичные акции произошли и годом ранее.

RT на русском

Все новости мира © 2024 Frontier Theme