Фото: Макс Левин
Официальный курс Нацбанку удавалось удерживать на отметке до 13 гривен за доллар с начала сентября до 4 ноября. Но по этому курсу можно было купить в лучшем случае $ 230 на человека, выстояв огромную очередь в банке. Председатель Нацбанка Валерия Гонтарева, например, купить инвалюту в «Сбербанке России» не смогла. И не надо искать здесь «руку Кремля». В «Ощадбанке» доллары тоже водились редко и кончались быстро, в чем автор убедился лично.
На фоне дефицита дешевого доллара в банках расцвел черный рынок, где доллар продавался уже на гривну дороже. Но разве можно сравнить октябрьский черный рынок с ноябрьским? Сегодня доллары скупают не только профессиональные менялы-валютчики, за ними охотятся все, кто имеет лишнюю копейку. Доллар стал универсальным инструментом накопления, опередив банковские вклады. Даже депозиты под сумасшедшие 25-26% годовых в гривне не могут состязаться с долларами. На любом вещевом рынке в Киеве вам сегодня предложат с выгодой продать доллар США — торговцам нужна валюта для новых закупок. Доллары скупают даже обувщики, чтобы затем разжиться импортными набойками.
Кто не может купить доллары, тот едет на заправку, чтобы залить полный бак и канистру впридачу, покупает импортную одежду или бытовую технику. По крайней мере в Киеве у людей с доходами выше среднего заметна легкая паника. Они готовы купить что угодно, лишь бы не хранить заметные суммы в гривне без движения. «С утра ищу зимние сапоги, объехала уже полгорода, но нигде нет размера. Люди просто как с ума посходили — все разметают. Боюсь, завтра все будет дороже», — жалуется киевская юрист Ирина, которая не хочет называть свою фамилию. Людей с доходами ниже среднего беспокоят, конечно, другие вопросы.
Диагноз прежний
В конце сентября в статье «Новый курс Порошенко» уже были перечислены основные причины падения курса. Майдан, аннексия Крыма, война, спад промпроизводства из-за разрушений и падения мировых цен на железную руду, торговая война с Россией и др. Это бьет по платежному балансу, который остается отрицательным, несмотря на почти 60% девальвацию гривны и, соответственно, сокращение импорта.
Добавились (или проявили себя более заметно) недоверие граждан и бизнеса к Нацбанку, и бегство валютных вкладчиков. Это поспособствовало росту черного рынка валюты до невиданных размеров. Валютой торгуют не только внутри страны. Экспортеры и импортеры решили менять валюту за рубежом, чтобы не торговать ею на межбанковской бирже по заниженному курсу, говорит Александр Савченко, ректор Международного института бизнеса, бывший замглавы НБУ в 2005-2009 годах и замглавы Минфина в 2009-2010 годах.
«Кроме уличного рынка валюты, есть рынок украинской валюты в Москве, в Варшаве, даже в Лондоне уже есть наличный рынок гривны. Больше половины операций проходит за пределами Украины», — говорит Савченко.
«Валютный рынок поломали, он не работает, его не существует. Есть базарчик, где торгуют только те, кого смогли поймать с валютой и туда затащить», — описывает ситуацию Дмитрий Боярчук, директор аналитического центра CASE Украина.
Но есть и голоса в поддержку Нацбанка. Экономист одной из инвесткомпаний Павел Ильяшенко считает, что жесткие действия Нацбанка летом были оправданы, и что они не были связаны с выборами. «Это был экспортный шок, вызванный войной. Когда каждый день с фронта поступала информация о все новых и новых потерях, когда никто не мог оценить масштабов разрушений, Нацбанк пошел на непопулярные действия», — говорит Ильяшенко. Сейчас, когда ситуация на фронте более-менее стабилизировалась, Нацбанк делает попытки сблизить официальный курс гривны и курс черного рынка.
Фото: Макс Требухов
Состояние стабильно тяжелое
«Рынок ждет новых ошибочных действий Национального банка», — говорит об ожиданиях Александр Савченко. По его словам, после решения Нацбанка сократить поддержку валюты курс должен был бы остановиться на 14,5 гривнах за доллар плюс-минус 3%. То есть сравняться с курсом, который установился на черном рынке на конец октября. Но негативные ожидания, тотальное недоверие к Нацбанку и отложенный спрос сделали свое дело, и официальный курс просел, а реальный курс просел еще глубже.
«Существует огромный отложенный спрос, из-за чего курс и подскочил», — говорит Дмитрий Боярчук. Прогнозировать курс не берется — многое зависит от действий НБУ и Кабмина. Александр Савченко говорит о стабилизации на уровне 14,5-15 гривен за доллар «при условии осмысленных действий со стороны Нацбанка и правительства». Но в осмысленные действия власти экономист верит мало, поэтому допускает дальнейшее падение курса.
«Регулятор ставит на то, что уже заработавшая экономика (данные за октябрь порадовали) позволит найти справедливый уровень, на котором экспортеры, наконец, начнут продавать свои доллары. Этот уровень расположен в окрестностях 14,5, и очень скоро мы узнаем, сыграла ли ставка НБУ», — пишет экономист Сергей Фурса из инвесткомпании Dragon Capital в своем блоге.
Ильяшенко также говорит, что окончательный курс будет зависеть от того, правильно ли Нацбанк рассчитал объемы отложенного спроса. Если правильно, то через неделю-другую ажиотаж спадет, и курс если не откатится, то по крайней мере застынет на новой отметке. Другое дело, если Нацбанк ошибся в своих расчетах и спрос на доллары останется высоким и в декабре.
LB.ua