Выбирая политическую карьеру, россияне зачастую делают это для реализации собственных амбиций, а не из желания принести пользу стране. К такому выводу пришел в своём исследовании глава экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков (текст доклада есть у RT). Исследование также свидетельствует о том, что женщинам-политикам для построения успешной карьеры важнее иметь сторонников и организаторские способности, а мужчинам – владеть ораторским искусством, иметь деньги и связи, а также обладать сильной мотивацией.
Директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков подготовил исследование «Образ публичного политика». Согласно документу, оказавшемуся в распоряжении RT, наиболее популярная цель политической деятельности — реализация собственных амбиций. Кроме того, среди причин, побуждающих идти во власть, желание построить карьеру, лоббирование собственных интересов и установление «нужных связей». Исследование основано на данных опроса более ста экспертов-политтехнологов.
Всё для себя
Один из наиболее интересных вопросов исследования посвящён причинам, по которым люди начинают заниматься политикой (ответы по степени популярности представлены в инфографике). Большая часть респондентов (94,8%) приравнивает деятельность политического лидера к реализации его собственных амбиций. Фактор карьеры и лоббирования собственных интересов считают целью политиков 91,4% экспертов.
«Мы спрашивали о других причинах политической деятельности тех, кого политттехнологи сопровождают и консультируют в этой деятельности – на первое место выходят личные амбиции, а не желание принести благо стране. Это не отдельные заявление, а статистические данные опроса более ста экспертов, которые ежедневно занимаются этой деятельностью. Немаловажную роль играет фактор карьеры. Зачастую персоналии участвуют в выборах не для того, чтобы отстаивать интересы граждан, партии, а для того чтобы использовать этот ресурс как промежуточный этап собственной карьеры или лоббирования интересов», — замечает Калмыков.
«Каждый второй политик»
Председатель координационного совета Профессиональной гильдии психологов Светлана Штукарева соглашается, что политиков, которые идут во власть с эгоцентричными мотивами, сегодня достаточно.
«Сегодня такой — каждый второй политик, — говорит Штукарева. — Таким людям власть нужна для того, чтобы своим превосходством компенсировать какие-то свои реальные или кажущиеся недостатки».
По словам психолога, такой подход редко помогает исправить эти недостатки, но далеко не всегда пойдёт во вред стране.
«Даже с такой мотивацией человек может сделать много хорошего для общества, для страны. И тогда это поможет справиться и с резким восприятием своих минусов», — заключает Штукарева.
Мужчин слушать, женщин поддерживать
Также в работе исследованы основные предпосылки успешности политика: наиболее значимым фактором являются организаторские способности (67,2%), а также владение ораторским искусством (44,8%)
«Технические составляющие: деньги, связи и прочее менее актуальны и названы всего лишь 5,2% опрошенных экспертов. Также нами был выделен фактор эффективного выполнения поставленных задач (43,1%) — сейчас возрастает запрос на тренд результативности и умение принимать активное участие в своей собственной кампании. Соответственно, можно поставить вопрос о том, что политик должен сам принимать более активное участие в кампании, при том, что некоторые политические консультанты и технологи по-прежнему занимают противоположную позицию, и склоняются к варианту выполнения всей работы самостоятельно», — комментирует Калмыков.
Он также проанализировал, какие качества помогают развивать политическую карьеру мужчинам и женщинам.
«Мы наблюдаем серьёзный разброс в вопросе гендерного фактора — владение ораторским искусством по отношению к женщине-политику менее актуально, однако важно наличие сторонников (63%) и наличие организаторских способностей (60%). Для мужчин-политиков наиболее актуальными стали факторы эффективного выполнения поставленных задач и наличия мотивации (63,2%). Менее актуально для женского пола, однако превалирует над мужчинами, степень важности для политического лидера уровня образования (56%) и обладание властью (53%)», — замечает Калмыков.
Женщины-политики утверждения учёного критикуют. Депутат VI созыва от партии «Единая Россия» Мария Кожевникова уверена, что ораторское искусство важно и для мужчины, и для женщины.
«Если человек хочет заниматься политикой, то он должен уметь формулировать свою мысль, уметь её доносить до людей и бороться за неё. На пленарных заседаниях Госдумы мне было не важно, кто докладывает законопроект — мужчина или женщина. Я слушала, что этот человек говорит, какую информацию даёт, какие у него аргументы и факты», — утверждает экс-депутат.
Кожевникова подчеркнула, что и другие качества и факторы, которые озвучены в исследовании, нужны и мужчинам, и женщинам в равной степени.
«Например, без сторонников и единомышленников ни один политик не может вести успешную деятельность. Также он должен быть инициативным, работоспособным, уметь брать на себя ответственность. Важно уметь отстаивать свою точку зрения, уметь общаться с людьми. Политик должен вести работу, которая действительно решает проблемы людей. Например, депутат — он должен вносить и защищать законопроект, который действительно важен для людей и который реально решает их проблемы — это самое главное», — отметила Кожевникова.
Больше не авторитет
Исследователь выяснил, с какими понятиями у экспертов ассоциируется образ публичного политика. Вопрос не содержал вариантов ответа, экспертам предлагалось самостоятельно назвать первые словосочетания, ассоциировавшиеся у них в представлении с формулировкой «политический лидер».
Согласно данным исследования, чаще всего политический лидер ассоциируется с понятиями «руководитель, лидер» (27,6%), партия (17,2%), ответственность (12,1%), негативными ассоциациями (10,3%), «образованный, умный» и авторитет (по 8,6%). Реже всего политик ассоциировался у экспертов с понятиями «опытный», «инициативный» (по 1,7%) и «влиятельный», «целеустремленный», «конкретное лицо» (по 3,4%).
«В 2015 году ключевой ассоциацией со словосочетанием «политический лидер» был «авторитет». В 2016 году среди опрошенных главной ассоциацией со словосочетанием «политический лидер» стали «руководитель, лидер», в то время как позиция «авторитет» упала достаточно сильно», — отмечает Калмыков.
Анна Ивушкина, Павел Астахов
RT на русском