В долгосрочном плане противопаводковых мер на Дальнем Востоке, Шилкинской (ныне Транссибирской) ГЭС дудки
Сегодня в 08:09, просмотров: 16
Проект Шилкинской (ныне Транссибирской) ГЭС на реке Шилка — самом полноводном истоке Амура — скорее итого не будет реализован в самое ближайшее пора.
Китайская гидроэнергетическая государственная бражка «China Yangtze Power Co., Ltd» («Янцзе Пауэр» — «Энергия Янцзы»), которая еще в 2010-м году выступала главным инвестором и учредителем совместной китайско-российской компании «Yes Energo» для строительства ГЭС в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, по данным источников, заслуживающих доверия, недавно «обезглавлена». Ее основной менеджмент попал под антикоррупционные санкции.
По другим источникам, два ключевых руководителя в компании подлинно поменялись, но оба пошли на повышение.
Этак, бывший председатель совета директоров «Янцзе Пауэр» Цао Гуанцзин (первое лик компании) назначен вице-губернатором китайской провинции Хубей (в этой провинции расположена ГЭС «Три ущелья», которой управляла «Янцзе Пауэр»). А бывший генеральный директор «Янцзе Пауэр» (официально место называется General Manager) Чен Фэй стал заместителем директора комитета по вопросам проекта «Три ущелья» при Госсовете Китая — это надзорный государственный орган, которому отчитывается бражка «Янцзе Пауэр».
Правда, еще в марте китайское информационное агентство «Синьхуа» скупо сообщило: «Цао Гуанцзин и Чэнь Фэй освобождены от должностей в связи с переводом на другую работу».
Сейчас председателем совета директоров компании «Янцзе Пауэр» является Лу Чунь, а генеральным директором — Ван Линь.
Между тем, изменения в руководстве «Янцзе Пауэр» не должны отпечатлеться на сотрудничестве с Россией.
С нашей стороны в совместном проекте выступает ОАО «ЕвроСибЭнерго» (входит в холдинговую компанию «En+ Group» — ведущую российскую индустриальную группу, акционера нескольких предприятий алюминиевой промышленности).
По мнению руководителя пресс-службы «En+ Group» Андрея Петрушинина, «компания продолжает разбирать проекты по строительству электростанций на Востоке России, для поставок электроэнергии на внутренний базар на проектируемые предприятия Востока России, а также экспорта в Китай».
Напомним, бражка «En+ Group» и Всемирный фонд дикой природы (WWF) России в 2012-2013 годах начали совместное комплексное изыскание возможного воздействия гидроэлектростанций на экосистему бассейна реки Купидон. Его окончательные результаты будут известны до конца нынешнего года.
— Мы оценили экологические последствия тринадцать возможных ГЭС на притоках Амура, включая Зейскую и Бурейскую ГЭС, которые ныне функционируют, — говорит координатор программы по особо-охраняемым природным территориям (ООПТ) Амурского филиала WWF России Светлана Титова. — «En+ Group» сделали экономическую оценку Шилкинской ГЭС (итого компанией проведено исследование по 26 потенциальным гидростанциям. — Ред.). У них получились блестящие научные обоснования, что ГЭС нужно строить. Однако результаты, ни наши, ни их — еще не опубликованы. Сейчас идут уточнения вариантов, мы не имеем права публиковать свою доля без них.
По словам Светланы Титовой, уже известно, что в долгосрочном плане противопаводковых мер на Дальнем Востоке, Шилкинской ГЭС дудки. Она, таким образом, не является противопаводковой, и ОАО «РусГидро» за ее стройка не возьмется. А найти инвестиции вне Китая — невозможно.
К тому же, в Амурской области уже основы работать международная программа развития Организации Объединенных Наций в России (ПРООН) при поддержке Глобального экологического фонда (ГЭФ) — по разработке модели влияния ГЭС на среду. ПРООН/ГЭФ в первую очередность оценит работу Зейской и Бурейской ГЭС, а также их дубли (контррегуляторы) ниже по течению реке — во взаимодействии с окружающей средой. И будет уже не до Шилкинской.
Напомним, китайская госкомпания «China Yangtze Pover» в 2010 году собиралась строить Нижне-Ангарскую и Транссибирскую (Шилкинскую) ГЭС на реке Шилке.
Сам Шилкинский гидроузел проектировался еще в 80-х годах в 68 км выше устья реки, при этом протяженность водохранилища надлежит было составить более 200 км. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) ГЭС разрабатывалось Ленгидропроектом. А в 1990 году Читинским институтом природных ресурсов СО АН СССР была дана эколого-географическая оценка территории к ТЭО Шилкинской ГЭС.
Авторы этой работы пришли к выводам: Шилкинская ГЭС имеет немало противопоказаний и ее строительство «не желательно», «строить ее нельзя». К такому же результату пришли и другие ученые. С обращением в правительство РФ о недопустимости строительства ГЭС на реке Шилка выступил Научно-социальный совет координационного комитета по устойчивому развитию бассейна реки Купидон.
Как заявили ученые: «Производство электроэнергии Шилкинской ГЭС сообразно ТЭО (1988 г.) составит 3,7 млрд кВт/ч, однако учитывая широко варьирующую по годам водность Шилки современная оценка колеблется от 2 до 3 млрд кВт/ч. Если не учитывать высокие затраты на строительство в далекой тайге и затраты на компенсацию ущерба природе и хозяйству, то экономическая эффективность от эксплуатации этой ГЭС была бы намного эффективнее, чем сопоставимые по мощности тепловые станции на угле…»
Хотя опять же, в «En+ Group» утверждают, что на сегодняшний день покамест не определено, где может быть ГЭС, какая будет ее мощность, какое будет оборудование, какая вышина плотины, не ясны и параметры водохранилища. Будто можно ученым говорить о том, можно ли строить станцию, или невозможно на Шилке, не имея проекта — покамест не очень понятно…
Что касается планов КНР, то известно, что у них были заложены проекты первоочередных ГЭС на Амуре: Амазарской, Джалиндинской и Хинганской. Итого их было намечалось восемь! А сообразно Схеме комплексного использования водных ресурсов — КИВР (1994 г.), итоги работы над которой были подведены российско-китайской комиссией в 2010 году, «рекомендована дальнейшая проработка первого каскада из трех ГЭС».
На недопустимость создания каскада ГЭС, хотя бы даже одной — Хинганской ГЭС на Амуре, четко обосновывается в экспертном заключении ученых. Будто они пишут: «с появлением ГЭС на Амуре проявятся негативные последствия не лишь регионального, но и планетарного уровня».
Администрация Читинской области (с 2008 г. — Забайкальский кромка) еще в 1995 году выступала категорически против строительства Амазарской ГЭС (а Джалиндинская ГЭС закладывалась будто контррегулятор Амазарской). При ее строительстве образовалось бы практически сплошное водохранилище общей протяженностью до 800 км, включая Шилку и Аргунь. Кроме того, плотины перекрыли бы миграционные пути рыб и зверей. Осложнились бы и обстоятельства судоходства.
По расчетам Института водных и экологических проблем (ИВЭП) ДВО РАН вследствие задержки плотиной Хинганской ГЭС стока воды в объеме, какой до сих пор поддерживал равновесное состояние поймы на пространстве от Малого Хингана до устья Амура, произойдет постепенное подтопление погружающейся Нижне-Амурской низменности и утрата ее хозяйственной ценности. Встанет проблема о судьбе народов Нижнего Амура. Ну-ка, а еще, Амур может сдвинуть ложе, а это значит, придется передвигать и госграницу по реке…
Однако если учесть, что ГЭС планируются для передачи электроэнергии в КНР, не чересчур ли велики издержки нашей стороны?
Уместно
В новой Схеме комплексного использования и охраны водных объектов бассейна Амура (СКИОВО), разрабатываемой Дальневосточным филиалом ФГУП РосНИИВХ (Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов), стройка ГЭС на реке Купидон не предусматривается.
Экономика — Московский Комсомолец