Сталинский динозавр по среди крымской степи вызвал огромный заинтересованность у туристов и местных жителей
Ныне в 12:32, просмотров: 41
Маленький курортный городок Саки по числу уникальных достопримечательностей может дать фору многим мегаполисам. И местные жители в рейтинге своих предпочтений, упоминая уникальное соленое озеро с лечебными грязями, водную обсерваторию профессора Головкинского, святилище Святого Ильи, мечеть «Янъы Джами» или один-единственный в мире музей истории грязелечения, самой любимой достопримечательностью называют монумент Бронтику. Так ласково горожане называют скульптурную композицию «Борьба бронтозавра с цератозаврами».
Познакомиться поближе с Бронтиком можно на территории Курортного парка, недалеко от корпусов санаториев им. Бурденко и «Саки». Визави памятника, рядом с озером, где находились старые соляные промыслы (деревянные сваи стоят в воде до сих пор) — дом бювета минеральной воды, которая подается там прямиком из скважины. Но все курортно-исторические подробности остаются лишь фоном, когда впервой видишь фигуру исполина юрского периода. Впечатляют и размеры, и идея композиции, и месторасположение в пространстве – по сути среди сакских степей. Вполне вероятно, что это первоначальный в мире памятник динозаврам и появился он в суровые сталинские годы, что лишь придает загадочности его происхождению.
В начале 30-х по всей стране широким фронтом устанавливали памятники вождям, пролетариату и крестьянам, а также безымянным девушкам с книгами и веслами. И тут вдруг — бронтозавр! Публике он был представлен в 1932 году. Два года спустя о памятнике упомянул в своем путеводителе по сакскому курорту геолог и краевед, профессор Алексей Дзенс-Литовский: «В новом пруде за 1-м санаторием в живописной группе представлен бронтозавр с нападающими на него ихтиозаврами — морскими ящерами». Однако автор этого произведения Сергей Лихошерстов — крымский художник и ваятель под мелкими хищниками подразумевал цератозавров, будто и указано в названии скульптурной композиции.
Исполин из ксилолита
По словам директора историко-краеведческого музея в Саках Марины Задорожной, в создании памятника Лихошерстову помогал здешний парковый смотритель Константин Водзинский:
— Известно, что Водзинский, не являясь профессиональным художником, занимался этим по собственной инициативе. Ему было попросту интересно помогать. Он рассказывал, что Лихошерстову поначалу дали задание — соорудить монумент «Рабочий на постаменте». Что он и сделал скоро, а потом взялся за воплощение своей собственной идеи с этим ящером, которую ему удалось реализовать вроде бы без официальных разрешений.
В своей книге «Исцеление на курорте Саки» историк и краевед Людмила Юдина уточняет, что изваяние было выполнено из ксилолита — древесных опилок, смешанных с магнезиальным цементом, какой тогда выпускал Сакский химзавод. Эта пластическая смешение при добавлении раствора хлорида магния скоро превращалась в белую твердую, однако в то же время легко полируемую массу.
«Эту смешение придумал сам Лихошерстов, — в своих воспоминаниях рассказывал сын Водзинского – Виктор Константинович. – Мне было тогда шесть лет, однако я помню, что он нередко приезжал к нам. Они с отцом рассматривали эскизы и макеты. Предполагалось мастерить скульптуру из ксилолита. У нас в семье хранился медвежонок, сделанный из того же материала. Помню, когда Сергей Александрович его принес, то с размаху бросил на пол, я испугался, думая, что он разобьется, а медведю все нипочем. До войны в Саках стояла еще одна скульптура Лихошерстова — «Рабочий на постаменте», находившаяся недалеко от грязелечебницы».
Лихошерстов и Водзинский совместно с рабочими курортного парка спешили воплотить свою идею, порой работая даже по ночам, при свете факелов и фонарей.
— Они весьма хотели поскорее закончить монумент, — говорит хранитель фонда музея Анастасия Хорошутина. — Видимо, боялись, что запретят. Возможно, по этой же причине он не поставил его в Евпатории. Вообще, достоверно никто не знает, отчего «Бронтозавр» стоит именно в Саках и зачем он был возведен. Кушать только догадки.
Сотрудники краеведческого музея иронизируют по этому поводу:
— В то пора ставили памятники так произнести, партийным монстрам — Ленину, Сталину. И в это же пора появился огромный ящер. Может, автор неспроста выбрал собственно бронтозавра, а хотел что-то этим произнести? За это он мог и потерпеть!
Находка с впечатлением
Но, кроме шуток, разумеется же, есть и серьезная версия.
— Незадолго до появления памятника был мощный шторм, который разрушил берег Николаевки. И там вымылись останки доисторических животных. Когда приехали ученые, они собрали все кости, которые к тому времени уже растащили по домам местные жители. По ним специалисты определили, что это мамонты. И этак как Саки был более или менее цивилизованный заселенный пункт, то было решено прочертить лекцию, — поясняет директор музея. — Из нее народ впервой и узнал о ящерах, мамонтах и всех тех, кто ранее населял нашу планету. Представляете, какое впечатление это произвело на людей, которые кроме песен по радио ничего не слышали? Возможно, это и вдохновило Лихошерстова на создание подобной скульптуры.
Крымская писательница, стихотворец и краевед Галина Печаткина в своих воспоминаниях размышляла на эту тему: «Что руководило авторами проекта, осталось тайной. Во всем этом видится что-то загадочное и символичное. Отчего человек такой мирной профессии, будто садовник, заболел идеей создать монументальное создание и воплотить свои мечты и видения? Может быть, извечное: война добра и зла, беззащитности и агрессии? Раздумывая над этой загадкой, я даже предположила, что при осушении озера под застройку или когда перекапывали землю, были обнаружены части скелета древнего животного. Ведь соленая вода, а тем более рапа, долго сохраняет предметы. И отчего садовник и скульптор так спешили, создавая свою композицию? Боялись, что им запретят возводить столь безыдейную скульптуру? Или дело в материале, из которого она создавалась? И будто уцелел «Бронтик» во пора войны?»
«Бронтик» действительно чудом уцелел во пора фашистской оккупации – его лишь слегка зацепило осколками, в отличии от другого памятника Лихошерстова, какой был немцами взорван.
Бетонный реализм
Из письма друга скульптора – Николая Сикорского к первому директору Сакского краеведческого музея Анне Федоровне Косовской, написанному в 1973 году (хранится в музейном фонде), известно, что Сергей Александрович родился в 1894 году в Евпатории. Он окончил университет — естественник по образованию, был изобретателем, при этом писал сценарии, делал объемные макеты из папье-маше в Евпаторийском краеведческом музее, где с 1925 года он работал научным сотрудником; увлекался лепкой скульптур и барельефов. Умер в 40-м, в Севастополе. На старом евпаторийском погост найдены могилы его отца и деда.
Спустя полвека после установки — в 1982 году по инициативе главврача объединения санаторно-курортных учреждений А.Н. Пилецкого было решено прочертить реставрацию скульптурной композиции. Труд была поручена мастерам Крымского художественного комбината ваятелю Нине Петровой и чеканщикам Черкасову и Шевчуку, которые, немножко подправив пропорции, изготовили динозавров из бетона, «одев» их в кованую медь. Таким он сейчас и предстает перед нами в центре декоративного пруда в курортном парке. Об этом Нина Петровна рассказывала: «Прежде чем приступить к реставрации, мы тщательно изучили имеющуюся литературу, где даны описания бронтозавров, ознакомились с фотографиями и материалами, имеющимися в местном музее. Было решено, сохранив в основном прежнюю композицию, в деталях несколько изменить ее с целью максимального приближения к натуре».
— К тому времени у бронтозавра были сильно повреждены хвост, башка и бок, — говорит директор музея Марина Задорожная. – Симферопольцы во главе с Петровой вернули скульптурную композицию к жизни, сделав ее реалистичнее. До этого фигуры из ксилолита красили любой год — как сейчас помню, к Пасхе краску обновляли. И бронтозавр был ярко-зеленого цвета, а на шее красная полоска — стекающая кровь.
И ныне «Бронтик», которому перевалило за 80 лет, остается главным символом города и продолжает веселить жителей и гостей города-курорта.
Справка «МК»
Монумент динозаврам в черноморском городе-курорте Саки появился 70 лет назад, однако на официальном гербе изображение бронтозавра появилось относительно недавно. На сегодняшний день ни одинешенек из европейских городов не может похвастать тем, что среди его символов кушать исполин мезозойской эры – самое большое из известных обитателей Земли. Мифических драконов на гербах немало, но бронтозавр — только у крымчан. Официальный герб города Саки с изображением динозавр на геральдическом щите, был утвержден решением горсовета от 29 апреля 2005 года.�
Экономика — Московский Комсомолец