Чиновники собираются испытывать операторов
Сегодня в 16:34, просмотров: 9
Это лето россияне запомнят надолго. Буквально за несколько недель отечественный туристический бизнес посыпался будто карточный домик. Почти десять компаний из разных уголков страны прекратили свою деятельность. В субботу очередные проблемы возникли у владивостокского туроператора «Авиачартер-ДВ», задолжавшего перевозчику более 25 млн рублей. В результате отмены рейсов на островах Гуам и Сайпан в Тихом океане «зависли» возле тысячи наших туристов. По признанию чиновников, главная вина такого положения дел — отсутствие регулирования со стороны государства, что привело к недобросовестной работе участников рынка. Дошло даже до уголовных дел. В мошенничестве заподозрены пять турфирм, которые продавали путевки, несмотря на долги перед перевозчиками и отелями. А крайними оказались, будто всегда, туристы. Десяткам тысяч россиян отказали в проживании, а их обратные билеты аннулировали. Оздоровить базар власти намерены, изменив законодательство: прописать четкие обстоятельства договора между туроператорами и авиаперевозчиками, а также подвергать турфирмы регулярному аудиту.
фото: Геннадий Черкасов
Будто турфирмы загнали своих клиентов в «курортную ловушку»
Можно произнести, что туристическая отрасль России в глубоком кризисе. За полтора месяца базар лишился нескольких крупных и известных игроков. Этак, 16 июля остановил работу петербургский туроператор «Фирма Нева», чрез девять дней — компания «Роза ветров Мир». Эффект домино сработал и в августе: индустрию отдыха покинули «Экспо-тур», «Идеал-тур», «Лабиринт», «Интаэр» и «Нордик стар». Вслед за ними обанкротились «Сургуткурорт», работающий в ХМАО, а также питерский «Ветер странствий». В результате в самый пыл отпусков одна часть наших соотечественников узнала, что денежки за путевки выброшены на ветр, а другая — и того хуже — на момент прекращения деятельности туроператоров оказалась за границей без возможности вернуться домой. Россияне в буквальном смысле стали заложниками курортов. Руководство отелей потребовало повторно оплатить проживание, а обратные билеты некоторых туристов были аннулированы.
Среди причин вынужденного решения операторы указывают несчастливый туристический сезон, резкое падение спроса в связи с ростом курса валют, демпинг со стороны некоторых фирм, а также возросшую самостоятельность туристов, предпочитающих организовать отпуск без помощи специалистов.
Однако большую часть вины за свои неудачи фирмы перекладывают на негативную политическую ситуацию. В частности, все осложняется тем, что касательство зарубежных партнеров к российским турфирмам перестало быть доверительным. Этак, представители одного из обанкротившихся операторов, принося извинения своим клиентам, писали: «Нельзя не упомянуть, что из-за нынешних проблем между Россией и Европой отдельный наши зарубежные партнеры стали особливо остро реагировать на малейшие задержки денежных поступлений».
Судя по словам турфирм, во всем виноваты сложившиеся обстоятельства, и предупредить кризис было просто невозможно.
Однако независимые эксперты не верят оправданиям турфирм. Причины разорения большинства из них кроются совсем в другом. Оператор заключает соглашение, например, с авиакомпанией, гарантируя перевозчику предоставить определенное число туристов. Аналогичные договоры заключаются с отелями. Однако далеко не все способны выполнить это условие. И в итоге у туроператоров образуется ком долгов перед партнерами. Однако их это нисколько не останавливает. Владельцы фирм знали о больших неоплаченных счетах и не могли погасить долги из своих средств, однако продолжали продавать гражданам путевки.
По данным Следственного комитета, грешили этим обанкротившиеся «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур». В отношении их возбуждены уголовные дела. Кроме того, по версии следствия, бражка «Лабиринт» похитила у клиентов не менее 100 млн рублей, заране не собираясь выполнять свои обязательства. Другие компании проверяются.
В поисках путей оздоровления туристического бизнеса
Внимание со стороны Следственного комитета к турфирмам — это, разумеется, хорошо, да только россиян сейчас немного заботят сами компании. Интересует другое: будто вернуть свои деньги и не стать жертвой очередной «курортной ловушки»?
Сообразно российскому законодательству пострадавшие могут адресоваться за компенсацией затраченных средств в страховые компании обанкротившихся операторов. Тот же «Лабиринт» был застрахован в «Военно-страховой компании» и «Восхождении» на общую сумму 160 млн рублей. По прогнозам экспертов, объем претензий составит 1,5–2 млрд рублей. А это значит, что туристы получат много 10% от стоимости своих туров. К тому же у «Восхождения» недавно отозвали лицензию.
Потому, как говорят эксперты, сейчас необходим жесткий контроль над туристическим рынком.
«Туррынок был дикий, — считает министр культуры Владимир Мединский. — Сбылась мечтание Егора Гайдара. Государство было лишь наблюдателем и ничего не регулировало. Потому в ближайшее время внесем предложения по регулированию рынка в интересах защиты потребителя».
В частности, планируется одарить Ростуризм правом надзорно-контрольных функций, которое позволит испытывать туркомпании и в случае необходимости исключать их из реестра. Ведомство сможет коротать проверки сомнительных туроператоров, запрашивать финансовую информацию и итоги аудита, какой Ростуризм предлагает обязать турфирмы коротать регулярно.
Чиновники также хотят повысить ответственность руководителей турфирм вплоть до временного запрета на дело профессиональной деятельностью.
Впрочем, одним этим ограничиваться не стоит, считают депутаты. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрия Савельева, нужно законодательно отрегулировать договоры воздушного чартера.
«Отвечать должны и перевозчики. Пускай они сами утрясают финансовые проблемы с турфирмами, а не перекладывают это на людей, которые честно заплатили свои денежки. Если же договор чартера не выполнен, то у перевозчика надобно отбирать лицензию», — уверен парламентарий.
Еще одной интересной новеллой стало предложение создать собственный аналог Booking.com — систему онлайн-бронирования гостиниц, в которую потребуется вложить за 4 года возле $ 50 млн. Основная мишень этого проекта — продвижение региональных санаториев и пансионатов. К примеру, подобный портал будет запущен в октябре в Московской области. На нем можно будет забронировать отель, приобрести билеты на электричку и в музей. По данным PhoCusWright и Euromonitor, туристический базар России за прошлый год оценивался в $ 57,9 млрд, из них $ 10,4 млрд приходится на продажи чрез Интернет.
«На самом деле ресурс, сфокусированный исключительно на локальном туризме, вряд ли сможет составить конкуренцию универсальным сервисам разом же по нескольким причинам. Во-первых, крупные игроки — и booking.com, и российский ostrovok.ru — активно сотрудничают с российскими отелями и вполне охватывают эту доля рынка. При этом ostrovok.ru даже делает кое-какой акцент на развитии на внутреннем рынке, поскольку конкурировать с booking.com в других нишах весьма сложно. Во-вторых, та небольшая доля пользователей, которая уже освоила инструменты для самостоятельного туризма, активно использует существующие сервисы, в том числе и для поездок по России. Соответственно, за счет чего новоиспеченный ресурс планирует конкурировать на уже сформировавшемся рынке, не весьма понятно», — пояснил «МК» генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев.
Впрочем, наиболее оригинальными оказались сами турфирмы. Они предлагают создать особый фонд, задачей которого станет эвакуация туристов, оказавшихся в безвыходном положении на уже оплаченных курортах. Идея, разумеется, замечательная. Этот фонд выступит гарантом качественного и безоблачного отдыха. Истина, финансовую нагрузку воротилы туристического бизнеса хотят переложить на рамена отдыхающих. Отпускникам придется собственноручно пополнять подобный гарантийный фонд предварительными взносами. В частности, дополнительная пошлина может взиматься при получении загранпаспорта.
Другими словами, туроператоры предлагают взять отдыхающим на себя обязательства, которые в натуральный момент являются зоной ответственности страховых компаний и самих туроператоров.
«Создается странная ситуация, когда туристы должны оплачивать не лишь свой отдых, но еще и передышка других людей. Перекладывать проблемы в индустрии на рамена людей нельзя, нужно разыскивать другие способы. Ассоциация туроператоров России также должна разработать формат работы в индустрии, какой бы минимизировал возможность сбоев, приводящих к таким последствиям. Однако делать лишние поборы с туристов — это самый несложный путь», — продолжает Раннев.
Впрочем, будто говорит эксперт, самим туристам надобно быть всегда начеку и держаться определенных правил.
«Главное, что нужно владеть в виду при выборе туристической фирмы, — это информация о ее финансовой стабильности. Придя в офис за туром, не стоит торопиться с покупкой. Лучше всего разузнать операторов, с которыми они работают, направления, на которых они специализируются, почитать отзывы в Интернете. Собрав эту предварительную информацию, можно на 95% обезопасить себя от возникновения каких-то форс-мажорных ситуаций. Также весьма хорошо, если вы лично знакомы с турагентом, поскольку сотрудники отрасли, будто правило, заранее знают о возникновении каких-то проблем и не будут торговать своим знакомым, проверенным клиентам плохие туры. Кроме того, в зависимости от направления можно рассмотреть варианты самостоятельной организации поездки. В этом случае вы целиком обезопасите себя от непредвиденных ситуаций, связанных с туристической компанией», — советует Раннев.
СОВЕТЫ «МК»
1. Визуально несложно установить, где вы находитесь — в офисе солидной конторы или в фирме-однодневке. Персонал должен квалифицированно отвечать на любые вопросы. Ознакомительные материалы — листовки и буклеты — обязательны и свидетельствуют о серьезном подходе к бизнесу.
2. Ознакомьтесь с документами фирмы: свидетельством о регистрации и лицензией на интернациональный туризм. Обратите внимание на дату регистрации: большенный срок работы говорит о стабильности. Наименование фирмы абсолютно во всех документах надлежит быть одинаковым.
3. Спрашивайте, кто оператор тура. Турфирмы — посредники, зарабатывающие на организации и привлечении клиентов. Интересуйтесь мелочами: начиная от встречи гидом и языков, которыми он владеет, до контактных телефонов консульств и посольства.
4. Ознакомьтесь с условиями договора. Если ничего четко не указано и фирма не несет ответственности, откажитесь.
5. Главное знать, что за все недостатки тура отвечает турфирма. Могут быть простые недостатки: не дали номер с видом на море. Однако могут быть и серьезные — придется возвращаться домой за счет посольства. В обоих случаях необходимо найти доказательства, зафиксировать недостатки: отправьте факс из места отдыха, заявите требования.
6. Заключая соглашение, люди часто верят обещаниям. Им будто, что договор — это формальность. Однако если обещания нигде не зафиксированы, они могут этак и остаться словами.
7. Кроме того, старайтесь употреблять регулярными авиарейсами. Просите фирмы забронировать билеты собственно на них.
8. Приобретайте билеты разом в обе стороны.
9. Обязательно держите вид при себе. Не оставляйте его в гостинице в заклад. Объясняйте это тем, что планируете немало путешествовать самостоятельно, и без документов это не получится.
Экономика — Московский Комсомолец