Чиновники собираются испытывать туроператоров
Сегодня в 16:02, просмотров: 5
Разом несколько операторов, в том числе довольно крупных, в самый разгар лета объявили, что не могут дальше вести свою деятельность. Дурные вести заставили и тех, кто не был клиентом этих компаний, больше болеть о том, смогут ли они успешно провести свой отпуск и без приключений вернуться домой.
Испортили передышка
Затронули все эти проблемы с туроператорами и жителей Удмуртии. Сообщается о 500 пострадавших из нашей республики. Больше итого сложностей возникало у компаний, предлагавших туры от «Лабиринта».
Череда несчастий для туристов началась 16 июля, когда прекратила свою работу петербургская турфирма «Нева». Тогда пострадало 23 тыс. человек. В качестве причин краха назывались сокращение прибыли компании на 25 процентов, новые правила выезда за границу госслужащих и общая неблагоприятная экономическая ситуация. 25 июля о крахе заявил небольшой московский оператор «Роза ветров — Мир». Бражка сама смогла вывезти из-за границы всех туристов. Дальше о свой несостоятельности заявили «Экспотур», «Интаэр», «Нордик стар» и «Ветер странствий». Однако вящий резонанс вызвало крушение «Лабиринта» и «Идеал тура». В качестве причин банкротства «Лабиринта» назывался долг перед «Оренбургскими авиалиниями» на 1,5 млрд рублей, «Экспотура» — провалившийся на рынке новоиспеченный продукт (круизы по Черноморскому побережью), а «Нордик стар» и ранее хотел кончить свою деятельность.
К настоящему моменту всех туристов обанкротившихся компаний уже вывезли из мест отдыха. Однако легче людям, собирающимся на заграничные курорты в августе и сентябре, от этого не стало. Где гарантия, что они не столкнутся с похожими проблемами и им не испортят таким образом отпуск, на какой они копили несколько месяцев?
Будто отмечает директор турагентства «Караван путешествий» Татьяна Рябова, от таких событий страдают не лишь туристы, но и все участники рынка:
— Когда прекращают деятельность такие крупные туроператоры, то разом возникает вопрос: а какие компании подлинно надежны? С этими вопросами к нам обращаются клиенты. Мы работали с «Лабиринтом», и на прошлой неделе за рубежом еще оставалось 6 наших туристов.
По словам Рябовой, несмотря на дурные вести, снижения потока обращений они не наблюдают. Жители Ижевска, этак же как и раньше, стремятся прочертить свой отпуск за рубежом.
Неблагонадежные операторы
Впрочем, опытные компании на рынке, оказывается, подозревали о возможных сложностях «Лабиринта».
— Мы про ситуацию с трудностями «Лабиринта» знали с весны, потому с мая не совершали продажи их туров, однако надеялись, что он до осени все-таки протянет, — рассказывает директор турагентства «Золинг» Татьяна Одинцова. — Тревожным звоночком был случай с нашими туристами, ездившими с «Лабиринтом» в начале мая. Их не селили в отель. После, правда, ситуация разрешилась, для них нашли гостиницу, и они тогда благополучно вернулись.
По словам Одинцовой, в среде крупных турагентств уже составлен негласный список неблагонадежных туроператоров, с которыми они стараются не трудиться, однако называть компании из этого списка она отказалась. По ее сведениям, в ближайшее пора могут прекратить свою деятельность еще линия фирм.
Однако Андрей Попов, директор по развитию турагентства «ЗаграНицца» уверяет, что никаких «черных» списков туроператоров вообще не существует:
— Списки ненадежных (предбанкротных, уже покатившихся, сомнительных и проч.) туроператоров стали являться в Интернете сразу же после ухода с рынка компаний «Роза ветров» и «Нева», — говорит специалист. — Их авторство приписывалось Ростуризму, какой, по распространенной теории заговоров, в курсе итого и вся. Понятно, что ведомство, даже не наделенное контрольными функциями, не могло знать о будущих ЧП.
Будто подчеркивается в заявлении на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) со ссылкой на сам Ростуризм, «перечни компаний составлены не ведомством, а недобросовестными конкурентами. Никаких «черных списков туроператоров» Ростуризм не составлял и не планирует составлять.
В едином федеральном реестре туроператоров на сегодняшний день числится 4361 туроператор. В основном это стабильно и успешно работающие на российском и международном рынках компании.
Исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе отметила:
— Сейчас базар лихорадит, агентства получают какие-то «подметные» рассылки, которые порочат деловую репутацию порядочных компаний. При этом не указываются никакие факты или цифры. В сложившейся ситуации любую компанию можно потопить. Один из способов увериться в надежности компании – рекомендации партнеров, которые подтвердят, что покойный отдых российских туристов гарантирован.
Среди основных причин возникновения проблем у туроператоров опрошенные участники рынка в Ижевске называют три. Во-первых, по сравнению с прошлым годом снизился поток туристов. В среднем, по оценкам турфирм, путевок было продано на 14-20 процентов меньше. Частично на это повлиял иной фактор – запрет отдыхать за границей силовикам. По новому законодательству отдыхать они могут лишь на территории России. Свою роль сыграли и санкции Запада, из-за которых чиновники не рискуют без особой надобности выезжать за границу. Третьим фактором называют колебания курса рубля по отношению к доллару и евро, из-за чего в целом передышка за рубежом стал дороже для россиян.
Для готовящихся передохнуть
Опрошенные участники рынка советуют выбирать туры крупных операторов. Кроме того, стоит избегать операторов, предлагающих не свои туры, а путевки, купленные у других компаний. Перекупщики не могут в полной мере гарантировать, что устроитель тура позаботится об оплате перелета, проживания в отеле, экскурсионной программы.
Будто правило, более опытные турагентства могут качественнее проконсультировать клиентов, они тщательнее отслеживают ситуацию на рынке. Можно также застраховаться от невыезда в той страховой компании, в которой вы оформляете медстраховку.
Также советуют не вестись на низкие цены. Нередко именно скупость становится главной причиной, из-за которой отдельный отдыхающие сталкиваются с проблемами за рубежом.
— К примеру, одинешенек крупный оператор предлагает тур за 80 тысяч рублей, а иной – поменьше, за 50 тысяч. Тут у людей должен возникнуть проблема, почему такая большая разница в цене. Нормальная разница -5-7 тысяч, — говорит Татьяна Одинцова. — Отдельный операторы из-за высокой конкуренции демпингуют, выбирают авиакомпании и гостиницы подешевле, заказывают крупным гуртом, а затем не могут в полной мере оплатить выкупленные места и номера.
Будто говорят эксперты, необходимо ввести жесткий контроль над туристическим рынком. В частности, планируется одарить Ростуризм правом надзорно-контрольных функций, которое позволит испытывать туркомпании и в случае необходимости исключать их из реестра. Ведомство сможет коротать проверки сомнительных туроператоров, запрашивать финансовую информацию и итоги аудита, какой Ростуризм предлагает обязать турфирмы коротать регулярно.
Чиновники также хотят повысить ответственность турфирм вплоть до временного запрета на дело профессиональной деятельностью.
Советы пострадавшим
Что касается клиентов обанкротившихся туроператоров, то они могут вернуть свои денежки. Каждый туроператор обязан застраховать свою ответственность в страховой компании. Вернуться на родину «застрявшим» за границей россиянам активно помогают Ростуризм и МЧС.
— На самом деле поддержка туристам за рубежом оказывалась хорошая. По максимуму работала организация «Турпомощь», туроператоры старались оказать поддержку, отдельный отели позволяли туристам даром дожить до конца путевки, — рассказывает Одинцова.
Однако многие отели выселяли туристов. Дело в том, что туроператоры, будто правило, бронируют номера в гостиницах, а оплачивают их позднее. Оплата происходит гуртом за всю группу во пора проживания или уже после отъезда отдыхающих. Владельцы отелей, понявших, что денег от туроператора им не видать, поскорее попытались выселить их клиентов. Уточнить, проплачен ли номер или он лишь забронирован, можно предварительно в турагентстве.
Будто говорится в сообщении, опубликованном на сайте Управления Роспотребнадзора по Удмуртии касательно прекращения деятельности «Лабиринта», его ответственность перед клиентами застрахована.
Вообще в законе об основах туристской деятельности определен распорядок выплаты страхового возмещения, если туроператор приостанавливает свою деятельность. Обладатели путевок могут сами адресоваться для выплаты страхового возмещения к страховщику. Заявление о возврате денег пишется в произвольной форме, главная вина – неисполнение туроператором обязательств по организации тура.
В требовании туриста указываются его персональные данные, информация о купленной путевке, размер компенсации за понесенные затраты.
На возмещение ущерба по испорченному отпуску у страховщика кушать не более 30 календарных дней после дня получения требования с приложением всех необходимых документов.
Если суммы страховки не хватает на удовлетворение требований всех пострадавших туристов, то возмещение ущерба производится пропорционально всем.
Кроме того, у туриста, уже заключившего соглашение с этим туроператором, есть право расторгнуть соглашение в одностороннем порядке до основы путешествия. Турист может потребовать от туроператора возврата стоимости тура за вычетом фактически понесенных турфирмой расходов.
Этак что пострадавшим туристам стоит запастись терпением, собирать необходимые документы для возмещения ущерба и рассчитывать, что в следующий раз они в такую ситуацию не попадут. Страна уже готовит некие меры защиты, а прокуратура и следственный комитет проверяют деятельность некоторых туроператоров. Тему ситуации в туристической отрасли мы продолжим в следующем номере «МК в Ижевске».
Экономика — Московский Комсомолец