Парламент одобрил санкции против России. Однако применение их в полном объёме нанесёт больше ущерба Украине, пишут Дмитрий Горулько и Елена Романюк в №32 журнала Корреспондент от 15 августа 2014 года.
Вослед за Европейским союзом, США и рядышком других стран санкции против физических лиц и компаний, связанных с Российской Федерацией, решила завести и Украина. Правительственный законопроект был представлен премьер-министром Арсением Яценюком 8 августа и принят Верховной Радой в первом чтении уже 12 августа.
Эксперт: Украина должна завести санкции против России уже лишь потому, что весь мир ради неё вводит санкции против данного государства, а наша край этого не делает
Поспешность украинских властей эксперты объясняют политической или, точнее произнести, дипломатической необходимостью.
«Украина должна завести санкции против России уже лишь потому, что весь мир ради неё вводит санкции против данного государства, а наша край этого не делает. В таком случае у стран-союзниц спозаранку или поздно может возникнуть проблема, а стоит ли вообще заниматься этими санкциями и наживать себе проблемы с Россией», — говорит Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ).
В то же пора коллеги Жолудя уверены, что от санкций, которые Украина планирует завести в отношении России, в первую очередность пострадает она сама.
«Что значит санкции Украины против России? Мы зависим от России, а не Россия от нас. И если мы введём санкции, то нанесём удар в первую очередность не по экономике России, а по экономике Украины», — считает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
Список подозреваемых
Законопроект, предложенный Кабинетом Министров, включает 29 видов санкций. Решать, какие из них и когда могут быть применены, отныне будет Рекомендация национальной безопасности и обороны (СНБО)на основании представлений, внесённых Президентом, правительством, СБУ и Нацбанком. Он же будет определять, против кого собственно эти санкции будут направлены.
8 августа на заседании Кабмина Яценюк заявил, что санкции будут введены относительно 172 физических и 65 юридических лиц. Среди последних — больше основанные российскими гражданами и организациями. Истина, по состоянию на момент голосования перечень таких компаний и физлиц был недоступен.
«Хотелось бы веровать, что санкции направлены исключительно против лиц, ограничивающих суверенитет Украины. Однако законопроект позволяет применять их против кого угодно — иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, граждан Украины, юридических лиц, созданных на территории Украины, а также прочих субъектов», — говорит Владимир Ланда, консультант российской компании SBS (Strategic Business Solutions).
Отметим, что списки лиц, против которых вводят санкции ЕС и США, уже публично доступны и они существенно короче списка, анонсированного премьер-министром.
Потенциально наиболее суровыми санкциями против юридических лиц со стороны Украины, по словам экспертов, могут стать блокирование активов компаний, аннулирование лицензий (так, лицензий НБУ на реализация инвестиций в иностранное государство) и ограничение некоторых торговых операций.
«По сути, лишь на основании этих трёх пунктов из 29 перечисленных в законопроекте можно существенно усложнить, а то и вовсе приостановить работу большинства предприятий, которые теоретически могут угодить под санкции», — убеждён Ланда.
Осложнить существование крупным компаниям и, в частности, российским банкам, способен также запрещение на увеличение уставного капитала отдельным резидентам.
Эксперт: С большенный долей вероятности, введение подобных запретов будет кормить обходные пути — через создание дочерних компаний, СП или привлечение дополнительного капитала
«С большенный долей вероятности, введение подобных запретов будет кормить обходные пути — через создание дочерних компаний, СП или привлечение дополнительного капитала», — считает российский эксперт.
Изучив текст законопроекта, аналитики также пришли к заключению, что под угрозой может очутиться работа российских телеком-операторов в Украине.
«Запрет на пользование радиочастотным ресурсом — такая мера может стукнуть по мобильным операторам с российским «гражданством». От некоторых украинцам придётся отказаться. Соответственно, не лишь клиенты останутся без привычного пакета, однако и украинцы без работы, ведь деятельность точек обслуживания придется закрыть», — отмечает Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы ICF Legal Service.
Торг платежом красен
Не столь опасным для России эксперты считают ограничение торговых операций между странами. Более того, по их словам, это будто раз тот сектор, в котором в первую очередность пострадает сама Украина.
«От ограничения торговых операций в России могут потерпеть только две отрасли: в краткосрочной перспективе — это молочная область, в долгосрочной — вагоностроительная», — говорит Жолудь.
По его словам, если Украина ограничит поставки молочной продукции в РФ, то, скорее итого, цены на неё у северного соседа пойдут наверх, поскольку полностью заместить украинскую продукцию российские мощности не позволяют. Будто, к слову, и вагоностроительную — железные дороги РФ требуют постоянного обновления.
Что касается Украины, то она от ограничения экспорта продукции в Россию может утерять значительно больше.
«В связи с утратой российского рынка некоторым украинским предприятиям придётся если не затвориться, то резко уменьшить производство продукции», — отмечает Охрименко.
В первую очередность, по его словам, пострадают производители твёрдых сыров и других молочных продуктов. Не исключено, что уже в ближайшее пора в Украине закроются около 30 молокоперерабатывающих предприятий. Также понесут потери производители овощной консервации, хлебобулочных изделий и макарон, кондитеры. Кроме того, говорит аналитик, затвориться могут предприятия украинского автопрома и вагоностроения, которые держались на плаву во многом благодаря экспорту продукции в Россию.
К слову, пострадает и ещё одинешенек сегмент украинского бизнеса — транзитные компании.
«Частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полётов и перевозок по территории Украины, которое предлагают авторы законопроекта, автоматически ударит по транзитным компаниям», — считает Ульянова.
В свою очередность Максим Арсланов, эксперт Центра транспортных стратегий, ссылаясь на эту санкцию,прогнозирует уход с украинского рынка российских авиакомпаний.
«Например, с рынка может удалиться компания Трансаэро, которая вносит значительную лепту в пассажиропоток аэропорта Жуляны», — отмечает он.
Призрак «газовой войны»
Представляя законопроект, Яценюк сделал особый ударение на том, что санкции, предложенные Кабмином, могут вводить и запрет на транзит энергоресурсов чрез украинскую территорию. В первую очередность здесь приходит на разум газ — транзит нефти с 2008 года снизился с 32,8 млн до 15,6 млн т в прошлом году без всяких санкций. Его полная остановка создаст скорее временные трудности европейским получателям российской нефти, вынудив их переключиться на альтернативные маршруты.
В пользу того, что это заявление следует расценивать в контексте продолжающейся «газовой войны», свидетельствует и уточнение НАК Нафтогаз України. Пресс-служба госкомпании 11 августа заявила, что услуги по транзиту газа в страны ЕС и Молдову в случае введения санкций против «определённых контрагентов» (Газпрома) могут быть предоставлены другим компаниям.
Таким образом, Нафтогаз, очевидно, в очередной один пытается убедить Газпром перебежать к продажам газа европейским компаниям на украинско-российской границе. Теоретически это позволит Нафтогазу освободиться от невыгодной для себя схемы обеспечения транзита зимой, которая предусматривает закупку украинской компанией чистосердечно избыточного объема газа и его хранение без оплаты этой услуги на случай, если Европе понадобятся дополнительные объёмы.
Однако до сих пор Газпром игнорировал все попытки украинской стороны будто-либо скорректировать условия договорённостей о поставках и транзите. А эксперимент предыдущих «газовых войн» свидетельствует, что перебои с транзитом — это тот рубеж, за которым жажда европейцев вникать в хитросплетения украинско-российских газовых противоречий резко снижается.
К слову, никто не сомневается, что в случае введения санкций со стороны Украины Россия ужесточит свою политику в отношении нашей страны ещё больше.
«Санкции, даже если бы они были мягче, дадут эффект бумеранга, будто это уже случилось с Западом. В отношении Украины Россия может применить ещё более жёсткие меры, этак что, скорее всего, придется договариваться», — предполагает Ульянова.
Напомним, с 7 августа Кремль ввел эмбарго на ввоз продовольствия, мяса, рыбы, сыра, молока, овощей и фруктов из стран — инициаторов экономических санкций против России. В итоге оценка потерь стран ЕС составляет $ 9-12 млрд.
Яценюк определил потери для Украины от введённых ею санкций, а также «агрессивной политики Кремля» в $ 7 млрд в год. Истина, по мнению экспертов, реальная цифра ущерба с учётом разорванной кооперации, физического уничтожения предприятий на Донбассе, макроэкономических тенденций и 50%-й девальвации гривни будет намного больше.
Кроме того, отказавшись от поставок газа из РФ, Украина сейчас закупает голубое топливо на европейском рынке по цене пускай и ненамного, но меньшей, чем предложенные Газпромом $ 385 за 1 тыс. куб. м. Возможные перебои с транзитом и, будто следствие, с поставками газа на европейский базар могут взвинтить цены на него, что будет означать дополнительные затраты для Нафтогаза.
В целом юристы справедливо замечают, что сообщать о полноценном влиянии законопроекта о санкциях можно будет лишь после того, будто он обрастёт подзаконными нормативными актами, регулирующими конкретный распорядок наложения санкций и сроки введения таких запретов, а также соответствующей судебной практикой и разъяснениями соответствующих госорганов.
«Любой закон будет мёртвым, покамест отсутствует эффективная система привлечения к ответственности, чего в разработанном Кабмином законопроекте дудки, — говорит Дмитрий Богдан, защитник адвокатского объединения СК Груп. — Так, представим гипотетически, что указом Президента введена санкция в виде блокирования активов — временное ограничение права лица употреблять и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Какой орган будет исполнять это решение? Какие специалисты будут это мастерить — военизированные подразделения или гражданские госслужащие? Будто описать, оценить, сохранить активы, которые заблокированы? Какова ответственность органа, ненадлежащим образом блокировавшего активы (так, перестарались или «не сильно старались»)?».
Без итого этого, по словам адвоката, такие санкции будут лишь рассадником коррупции, и весь процесс весьма быстро превратится в рейдерство.
***
Этот материал опубликован в №32 журнала Корреспондент от 15 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.
Последние новости по разделу Экономика на сайте korrespondent.net