Мы за ценой не постоим
Ныне в 10:29, просмотров: 4
По информации Нижегородстата, степень инфляции на потребительском рынке Нижегородской области за январь-июль 2014 года по отношению к декабрю 2013 года составил 5,7 %. Больше итого, в среднем на 8,9%, за этот этап подорожали продовольственные товары.
Продуктовые антизападные санкции ускорили этот процесс. Несмотря на усиленный контроль со стороны региональной и городской властей, цены на основную линейку социально значимых продуктов скакнули наверх.
фото: Олег Зайцев
У каждого свои цифры
По результатам мониторинга, проведенного 11-12 августа региональным УФАС, с основы введения продуктового эмбарго по сравнению с июнем гораздо выросли цены на подсолнечное масло (15,88%), сахарный песок (14,87%), пшено (14,58%), мороженую рыбу (12,5%), свинину (7,95%).
Небольшой рост цен наблюдается также на говядину, молоко питьевое и рис. А вот картофель, капуста, лук и морковь, куриные яйца и хлеб, опять же по результатам мониторинга, в августе подешевели. К снижению цен на овощи в августе вопросов дудки, а вот утверждение антимонопольщиков, что батон пшеничный у нас подешевел в августе на 10,53% по сравнению с июнем, вызывает сомнение. Ни сам я, ни мои знакомые потребители батонов удешевления не заметили
Ближе к реалиям представляются цифры с недавней пресс-конференции руководителя Нижегородстата Галины Поляковой. По ее информации, цены на продовольствие питания в Нижегородской области выросли за первое полугодие 2014 года на 9,2%. Цены на плодоовощную продукцию в среднем выросли на 33%. По сравнению с декабрем 2013 года существенно подорожали свинина, сахарный песок и пшено (26-27%), мясо птицы — на 15%, колбасные изделия, сыры, консервы мясные, рыбопродукты, масло сливочное, молоко и молочные продовольствие — в среднем на 7-9%. На 2-4% увеличились цены на муку пшеничную, хлеб и хлебобулочные изделия. На 10% выросли цены на алкоголь. И этот порядочный рост, почти в 2 раза превышающий официальный степень инфляции на потребительском рынке, заметьте, произошел до введения санкций. С эмбарго связана попытка скачок цен совместно с инфляционными ожиданиями еще больше подстегнуть. И объясняется это больше не объективными причинами, а непомерными аппетитами ряда крупных торговцев и поставщиков. На памяти у многих еще остались созданные искусственно соляной и гречневый кризисы.
Следить буду строго…
Воля на попытки спекулятивного повышения цен отреагировала весьма оперативно и жестко.
— Если бражка будет поднимать голову с точки зрения повышения цен, нужно будет по ней накрепко бить, — заявил маковка администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов на первой же оперативке после введения санкций. — Употреблять сложившейся непростой ситуацией, связанной с запретами на ввоз импортной продукции, невозможно.
Градоначальник пообещал поддержу нижегородским производителям и фермерам. Для реализации ими своей продукции в Нижнем Новгороде будут организованы многочисленные сельскохозяйственные ярмарки. При недостатке местных в регион будут ввозиться товары из соседних областей и Белоруссии.
Не менее жестко на спекулятивные поползновения отреагировал и.о. министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза, какой уже 12 августа провел экстренное совещание с представителями торговых сетей. Поводом стали многочисленные обращения граждан в министерство о том, что в двух федеральных торговых сетях цены на семгу после введения санкций выросли в два раза.
— Никаких объективных предпосылок для повышения цен на продовольствие сегодня нет, — заявил сетевикам Денис Лабуза. — Мы не позволим наживаться на нижегородцах, наше министерство мониторит степень цен на продукты в круглосуточном режиме.
В областном правительстве сформирован оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. Во всех администрациях муниципальных районов и городских округов были назначены ответственные лица, которые будут ежедневно контролировать ситуацию и вести мониторинг цен. Оценивается не лишь минимальный и максимальный уровень цен на товары, однако и широта и наполненность ассортимента по группам товаров. Перечень для мониторинга в натуральный момент включает 40 наименований, это в два раза шире перечня социально значимых товаров. По основным позициям ситуация находится под контролем.
Без заморской еды не пропадем
Оперативно прокомментировал ситуацию, связанную с обеспеченностью региона своей сельхозпродукцией, и.о. министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов региона Алексей Морозов. Район в этом году соберет более миллиона тонн злаковых и целиком обеспечит себя мукой и фуражным зерном для животноводства, заявил он журналистам. На 15 августа, по его информации, уже было собрано порядка 400 тыс. тонн, или примерно 30% от общего урожая. Год выдался благоприятным для качества зерна. Процент клейковины в нем более рослый, что благоприятно скажется и на качестве хлеба. Закупочные цены тоже не повышаются, потому предпосылок для подорожания хлеба дудки.
В этом году планируется скопить 810 тысяч тонн картофеля – побольше, чем в прошлом. Этого хватит и самому региону, и для продажи за его пределы. Стоимость картошки нового урожая вполне приемлемая. По словам Алексея Морозова, самый недорогой картофель, от 5 рублей за килограмм, в Городецком районе. Журналисты, истина, выразили сомнение в подобной цене. Ожидается неплохой урожай капусты, теперь стоит задача вовремя всю ее прибрать и сохранить.
Достаточно в области и своего молока — обеспеченность им на 100%, конечно еще и на продажу остается. А вот твердыми сырами регион обеспечен на 20%. Прибавку в 10% должны дать объединенные Ичалковский и Починковский сырзаводы. Сырьевые резервы для этого кушать – порядка 200 тыс. тонн молока район продает на сторону. Недостающую доля планируется закрыть за счет увеличения импорта сыров из Белоруссии.
Кроме этого, сообщил Алексей Морозов, в ноябре в Павловском районе будут запущены две мощные линии по производству мягких сыров. Это также положительно скажется на импортозамещении.
Если мясом птицы регион обеспечен целиком, то говядиной и свининой – где-то на 40-50%. В Вадском районе завершается стройка нового свиноводческого комплекса на 180 тысяч голов. Осенью туда уже будет завезено маточное поголовье.
Развивается и мясное курс КРС. Дешевое зерно позволит повысить постановку скота на откорм. Реализуемая в области с этого года мясная программа, которая дотирует содержание животных отдельных пород в размере 40 тыс. руб. на одно скотоместо, тоже неплохо стимулирует сельхозпроизводителей. Проявляют к ней заинтересованность и мясокомбинаты.
Чтобы частично восполнить потребление рыбы, район будет развивать собственные прудовые хозяйства по разведению карпа. Вадскому рыбхозу поставлена задача повысить производство мальков стерляди.
Что касается санкций Запада по отношению к нашим сельхозпроизводителям, то они покамест не сказываются на поставке сельскохозяйственной техники из других стран, в частности, кормоуборочной из Австрии и Германии. Ни одна из компаний не отказалась от поставки своей техники в Нижегородскую район и четко исполняет контрактные обязательства.
— Вся труд по импортозамещению основных видов сельхозпродукции, необходимых области, идет не в пожарном порядке, вызванном санкциями, а ведется планомерно, в рамках уже принятых программ, вплоть до 20-го года, – подытожил Алексей Морозов.
Когда паны дерутся…
В самом Нижнем никакого ажиотажа, связанного с продуктовым эмбарго, открыто не наблюдается – народ хамон с семгой и французскими сырами не громит. А что в глубинке? На минувших выходных побывал в Навашине. Не удержался, провел собственный микромониторинг – прошелся по местным маркетам, пообщался с покупателями, с бабушками на лавочках, со знакомыми мелкими предпринимателями. Все в одинешенек голос отмечают ползучий рост цен на мясную, рыбную и молочную продукцию, линия круп и сахарный песок. И начался он гораздо раньше санкций. Они этот рост лишь подогрели в среднем процентов на 10. Удешевления батонов никто не отметил.
– Брала вечно плюшку по 10.40, на днях прихожу, а она уже по 11.90, говорит одна из покупательниц. «Уголки» свиные лишь что были по 245 рублей, сейчас – по 265. Курочка павловская лежит по 149.90 – крутовато загнули. Мордовскими курами торгуют по 125 рублей, пензенскими – по 110. Яйца, разумеется, подешевели, но на них ранее цены непомерно вздули, отмечают мои собеседники, а сейчас затоварились и вынуждены снижать. Картошки по 5 рублей не наблюдается, а вот от 11 до 16 рублей – пожалуйста.
Представители малого бизнеса отметили примерно 20-процентное подорожание лососевых. Масло подсолнечное низшей ценовой категории на московских базах подешевело, а одинешенек из крупных нижегородских поставщиков цены на него, навыворот, вздул. Молочка тоже немножко подорожала. На чай закупочные цены заметно подросли, однако это связано не с санкциями, а с ростом курса доллара – его тоже надобно учитывать при подъеме цен. Предприниматели недоумевают, будто можно говорить о снижении себестоимости продукции, когда опережающими темпами для предприятий растут тарифы на энергоносители и коммуналку.
Начавшийся было в городке горячка был быстро погашен. В одном из сетевых магазинов пару один по привычке смели залежавшуюся муку и тушенку, однако полки быстренько снова заполнили — и народ успокоился.
С кем бы ни поговорил, считают, что повышение цен на социальное продовольствие, подогретое санкциями, ударит не по любителям хамона, а по наименее обеспеченным жителям региона. А у нас в области лишь по официальной статистике в первом полугодии за чертой бедности находилось 10 процентов от трехмиллионного населения. Цифра немалая.
Не весьма верят люди и в эффективность строгих контролирующих мер. — Знаем, чем это кончается, проходили. И смиренно готовятся к дальнейшему повышению цен.
Самую точную оценку сложившейся ситуации дали многое повидавшие на своем веку бабушки, сидевшие у подъезда на лавочке. Старушки пожалели западных садоводов и фермеров – они-то отчего должны страдать из-за разборок в политических верхах. Подобная ситуация и у нас – хотели приструнить одних, а страдают совсем другие, безвинные люди. Одним словом, паны дерутся, а у холопов чубы трещат.
Экономика — Московский Комсомолец