Все новости мира

Актуальные события на сайте fullnews.ru

Корреспондент: Авиарынок Украины стремительно падает

Несмотря на то что пассажиропоток в Украине продолжает сокращаться, авиакомпании планируют запустить новые рейсы. Воспрепятствовать этому может ещё более бездонный спад на рынке и регуляторные новшества Госавиаслужбы, пишет Елена Романюк в №31 журнала Корреспондент от 8 августа 2014 года.

Год для украинских авиакомпаний не задался с самого основы. Отрасль потеряла часть пассажиропотока в связи с аннексией Крыма, после ещё значительную часть — в связи с закрытием аэропортов в Донецке и Луганске.

«Пассажиропоток по этим городам исторически составлял возле 20% от авиационного трафика Украины. Сейчас можно сказать, что его не стало. И это если оценивать прямые потери от закрытых аэропортов и аннексированного Крыма. В действительности же сокращение пассажиропотока в Украине существенно выше — порядка 50%», — говорит Корреспонденту Виктор Войцеховский, заместитель директора департамента продаж онлайн-агентства tickets.ua.

Эксперт: Пассажиропоток по Донецку и Луганску исторически составлял возле 20% от авиационного трафика Украины. В действительности же сокращение пассажиропотока в Украине существенно выше — порядка 50%

Данные Государственной авиаслужбы Украины также свидетельствуют о снижении пассажиропотока в первом полугодии, однако цифры чиновники называют совсем другие. По их данным, число пассажиров за шесть месяцев 2014 года сократилось итого на 8,2% — до 2,985 млн человек. Эксперты отрасли постигнуть такую разницу в показателях не могут.

«Но это же очевидно, что базар сократился намного больше! Понятия не имею, будто эти бюрократы считают», — возмущается представитель авиаотрасли, пожелавший остаться неназванным.

И другие факторы

Помимо потери отдельных направлений, эксперты называют масса других причин, которые привели к сокращению пассажиропотока в Украине.

«Во-первых, заметно повлияли на спрос политические события в стране. Из-за снижения деловой активности в Украину стало летать намного меньше бизнес-пассажиров. Во-вторых, обстановка в стране ударила по туристическому рынку, что привело к снижению потребности в чартерных рейсах. В-третьих, колебания курсов валют и сохранение заработной платы на прежнем уровне не могли не отпечатлеться на платёжеспособности наших граждан, что также уменьшило объёмы продажи билетов», — перечисляет причины Максим Арсланов, эксперт Центра транспортных стратегий.

В связи с девальвацией гривни цены на билеты большинства авиакомпаний выросли, по разным данным, на 20-45%

Усугубило ситуацию, по словам игроков рынка, и увеличение стоимости авиабилетов. В связи с девальвацией гривни цены на билеты большинства авиакомпаний выросли, по разным данным, на 20-45%.

«По сравнению с началом года авиакомпании подняли цены на билеты на 20-30%. Так, чтобы долететь из Киева в Дубай, ныне нужно выложить не менее $ 550, хотя еще в начале лета те же МАУ [Международные авиалинии Украины] предлагали билеты по 4.000 грн», — говорит эксперт туристического рынка на условиях анонимности.

Кроме того, отдельный перевозчики в скором времени могут включить в стоимость билетов затраты, которые они несут в связи с необходимостью облетать зону АТО.

«Облёт территории АТО ведёт за собой будто минимум две вещи — это автоматическое удлинение полета и увеличение расходов авиакомпании на топливо, услуги экипажа, работу диспетчерских служб и пр.», — отмечает Войцеховский.

В частности, в компании Air Arabia Корреспонденту сообщили, что в связи с облётом зоны АТО расход топлива у них увеличился на 15%. Истина, в стоимость билетов эти затраты компания пока не включала.

Также нужно учитывать, что боевые действия ударили по объёму транзитного пассажиропотока чрез Украину. Всё больше пассажиров, которые добирались до мест назначения с пересадкой в Киеве, сейчас выбирают альтернативные маршруты.

Стратеги от авиации

Сложившаяся на рынке ситуация привела к тому, что практически все авиаперевозчики, работающие в Украине, сократили маршрутные сети и свернули линия направлений.

«Были сокращены рейсы таких авиакомпаний, будто Аэрофлот, Трансаэро, Air Astana, Turkish Airlines, Austrian Airlines, Wizz Air, flydubai в основном в/из Харькова, Днепропетровска, Донецка и Одессы», —говорит Елена Битюкова, директор авиационного агентства Airlife.

Однако массовой отмены рейсов в/из Украины, по словам Битюковой, у регулярных авиаперевозчиков не наблюдается.

«Были отменены лишь все рейсы из Донецка в связи с военными действиями в восточных регионах и из Симферополя из-за аннексии Крыма», —подчеркивает она.

Не произошло и массового ухода с рынка самих авиакомпаний. По словам экспертов, свою деятельность в Украине приостановила лишь одна, вышедшая на базар буквально недавно, компания — Emirates.

«Для компаний, которые давным-давно работают на рынке, удалиться с него сложно, так будто уже многое вложено в развитие бизнеса, построена инфраструктура, коммуникации с местным рынком», — рассказывает Войцеховский.

Претерпели изменения и чартерные программы полетов.

«По чартерам туристические операторы скоро среагировали: обрезали всё, что можно было обрезать. Кроме того, отдельный туроператоры, которые раньше, так, заказывали целый самолёт, сейчас кооперируются и берут одинешенек борт на несколько компаний», — говорит Эскендер Ганиев, директор туристической компании Лайнер.

Быстрая реакция, по его словам, позволила туристическим операторам избежать крупных финансовых потерь, а также сохранить в большинстве случаев стабильные цены на путёвки в долларах.

Нелётная погода

Естественно, что в сложившейся ситуации прогнозировать развитие авиарынка берутся единицы.

«Все будет зависеть от того, как быстро закончится военный конфликт на востоке Украины и как быстро прекратится экономический спад. Однако я думаю, что если всё будет оставаться в том ключе, в котором кушать сегодня, то по результатам года сокращение рынка будет где-то на уровне 20%», — говорит Александр Кава, маковка Центра экономического и политического анализа, эксперт в сфере транспорта.

Аналитики считают, что ситуация в отрасли будет портиться. Ведь после катастрофы малазийского Boeing-777 воздушное пространство Украины ещё долго будет почитаться небезопасным

В то же пора другие аналитики считают, что ситуация в отрасли будет портиться. Ведь после катастрофы малазийского Boeing-777 воздушное пространство Украины ещё долго будет почитаться небезопасным, и его будут усердствовать обойти как иностранные перевозчики, следующие чрез нашу страну транзитом, этак и сами пассажиры.

«Singapore Airlines выполняла рейсы по международным воздушным маршрутам, которые проходили над территорией Украины, однако после крушения авиалайнера Malaysia Airlines над территорией АТО наша авиакомпания была вынуждена изменить траекторию полетов», —обрисовывает ситуацию на примере своей компании Евгения Панченко, менеджер по продажам Singapore Airlines в Украине.

Таким образом, по словам экспертов, экономика может недосчитаться десятков и сотен миллионов долларов. Усугубить и без того критическое поза на авиарынке могут также возникшие этим летом сложности с работой агентов по продаже билетов в BSP IATA — системе взаиморасчётов между авиаперевозчиками и агентами.

Так, в связи с дефолтом украинского консолидатора авиабилетов (эти фирмы гуртом закупают билеты у авиакомпаний и реализуют их отдельным агентствам) Travel Distribution Service (ТДС) линия авиаперевозчиков, в частности российских, ограничили доступ украинским компаниям к онлайн-бронированию.

Если же, говорят аналитики, иностранные перевозчики начнут массово воспрещать продажу авиабилетов через BSP IATA, то клиенты смогут приобрести их только самостоятельно на сайтах авиакомпаний, или же агентствам придётся напрямую заключать договоры с каждой из них. Это потребует от них дополнительных финансовых гарантий, что в свою очередность отразится на стоимости билетов.

Перспектива передела

«Добить» базар, по словам операторов, может спонтанно возникшее жажда Госавиаслужбы изменить правила выдачи разрешений украинским авиакомпаниям на маршруты. Соответственный проект приказа 21 июля разместили для обсуждения на сайте ведомства.

В случае принятия этого документа авиакомпаниям, чтоб выйти на международные регулярные рейсы, нужно будет не менее года выполнять международные чартеры (мало-мало по трем направлениям). А для доступа к международным чартерам — не менее года осуществлять внутренние регулярные рейсы (мало-мало по трём маршрутам).

Авторы приказа утверждают, что «новые правила направлены на защиту конкуренции и интересов авиаперевозчиков», тогда будто, по мнению самих авиаперевозчиков, принятие документа, навыворот, приведёт к существенному ограничению конкуренции и весьма затруднит появление новых игроков в Украине.

«Принятие таких правил приведёт к тому, что международные назначения получат лишь те, кто выполняет внутренние и чартерные рейсы. То кушать Визз Эйр Украина не получит никаких международных линий в будущем, этак как не планирует летать внутри Украины», — говорит Акош Буш, генеральный директор компании Визз Эйр Украина.

По его словам, вся группа Wizz Air эксплуатирует воздушные суда одного типа — Airbus 320 на 180 кресел, и трудиться с такой машиной на внутреннем рынке экономически нецелесообразно.

Операторы и эксперты авиарынка утверждают, что принятие новых правил выгодно лишь одной компании — Международным авиалиниям Украины(по данным СМИ, в 2013 году её основным владельцем стал Игорь Коломойский, обладатель группы Приват и губернатор Днепропетровской области). Собственно она является сегодня одним из основных игроков на рынке чартерных перевозок, а также выполняет рейсы внутри Украины.

«Для подобный компании, как МАУ, внутренние маршруты являются источником транзитного потока, какой следует из регионов чрез Киев за рубеж. Тем же, кто не использует сетевую модель, трудиться на внутреннем рынке будет тяжело, поскольку внутренние рейсы, будто правило, убыточны», — объясняет Максим Арсланов.

Если распоряжение примут, то мелкие игроки могут попросту уйти с рынка, так будто им придется два года трудиться себе в убыток

По его словам, если распоряжение примут, то мелкие игроки могут попросту уйти с рынка, так будто им придется два года трудиться себе в убыток. И это ещё не гарантирует им выдачу назначения на интернациональный маршрут: согласно проекту приказа, Госавиаслужба может покинуть заявку авиакомпании без ответа, тогда будто ранее должна была либо выплеснуть решение, либо мотивированно отказать.

Покамест рынок заново не переделили, линия авиакомпаний озвучивают свои планы по открытию новых рейсов и даже выходят в Украину. В частности, с 15 сентября из международного аэропорта Борисполь начнёт выполнять регулярные рейсы турецкий перевозчик Atlasjet Airlines. Его самолёты будут летать из Киева и Одессы во Львов, а также из Киева, Львова, Харькова и Одессы в Стамбул и из Одессы в Тель-Авив.

С 30 сентября запускает новоиспеченный рейс Киев — Москва Wizz Air, а Air Arabia с октября планирует возобновить полёты в Шарджу из Одессы и Харькова и повысить частоту полётов между Киевом и Шардждой будто минимум до пяти один в неделю.

Авиалинии Харькова озвучивают ещё более далёкие перспективы.

«В зимнем сезоне мы намерены возобновить выполнение сезонных прямых рейсов по дальнемагистральным направлениям — в Индию, Доминикану, Вьетнам и Таиланд», — сообщают в пресс-службе компании.

***

Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 8 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Последние новости по разделу Экономика на сайте korrespondent.net

Добавить комментарий

Все новости мира © 2024 Frontier Theme