После февральской ценовой “терапии” казахстанцев уже не удивляет новоиспеченный всплеск стоимости товаров на различных прилавках страны.
Ныне в 10:40, просмотров: 36
И даже 50-процентный скачок цен на проезд в общественном транспорте был воспринят столичными жителями будто что-то должное. Несмотря на то, что с учетом теневой составляющей и при десятикратном повышении стоимости проездных билетов перевозчики будут терпеть убытки. Учитывая, что при сложившейся ситуации на топливном рынке ценники на АЗС также неминуемо могут ринуться ввысь, все это еще вдали не предел
Ботагоз Омар
Совершенно недавно старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что во избежание топливного кризиса в Казахстане необходимо поэтапное повышение стоимости нефтепродуктов для создания благоприятных условий для их импорта из России. Причем рост должен быть на уровне не менее 15 процентов.
“Это позволит гарантировать относительно стабильную работу “прежней схемы” с РФ вплоть до завершения модернизации казахстанских НПЗ”, — поделился он своей точкой зрения с агентством “Интерфакс-Казахстан”.
Он отметил, что “КазМунайГаз Онимдери” пытается сдерживать тенденцию нехватки топлива за счет закупок себе в урон российских нефтепродуктов для надежного обеспечения внутреннего рынка и сглаживания ценовой разницы. “Однако продолжающийся рост стоимости нефтепродуктов в России на фоне их фиксированной стоимости в Казахстане (заключительный раз розничные цены директивно поднимались осенью 2013 года) всерьез усложняет ситуацию”, — подчеркнул Артем Устименко.
Несмотря на отмену Казахстаном ограничений на ввоз отдельных категорий нефтепродуктов, оптовые участники рынка из-за ценового дисбаланса фактически не в состоянии осуществлять закупки. При этом в России отмечается сокращение свободных экспортных объемов по светлым нефтепродуктам ввиду технологических проблем на ряде российских НПЗ.
И этак как государство устанавливает предельные цены лишь на розничную реализацию нефтепродуктов марок Аи-80 (89 тенге), Аи-92 (115 тенге), дизтопливо (115 тенге), ценники более элитных сортов топлива исподволь идут вверх. Так, в Астане на ряде автозаправок “Ойл” стоимость бензина Аи-95 поднялась со 138 до 150 тенге. Руководство ТОО “Ойл” отказалось комментировать по телефону это повышение.
В Алматы стоимость высокооктанового горючего поднялась на 5-8 тенге. Этак, на сети автозаправок Royal Petrol бензином АИ-98 можно заправиться за 165, АИ-96 — за 153 тенге. Бензин марки АИ-92 по-прежнему в дефиците, его разливают лишь по талонам.
В то же пора до реорганизации министерств экс-министр нефти и газа (а ныне — первоначальный заместитель министра энергетики) Узакбай Карабалин обещал, что предельные цены на бензин и дизтопливо не изменятся с 1 августа и “наверняка они сохранятся до конца месяца”.
Тем временем с 31 августа в Астане подорожает проезд с 60 до 90 тенге (стоимость месячного проездного изменится с прежних 5800 до 7500 тенге). В качестве причин повышения указывается рост стоимости дизельного топлива с 75 до 115 тенге (53,3 процента), 80-кратный рост затрат перевозчиков на запасные части и комплектующие изделия.
Кроме того, столичное управление транспорта и автомобильных дорог в качестве аргумента приводит тот факт, что, по официальной статистике, средняя заработная плата жителя Астаны повысилась с 2008 года с 89,6 до 158,9 тысячи тенге в месяц (на 77,3 процента).
В то же пора, несмотря на то, что после девальвации стоимость на предметы первой необходимости, на одежду, технику и продовольствие поднялась на 10-30 процентов, по официальной статистике, с основы этого года инфляция в Казахстане составила 4,9 процента. Об этом на недавнем брифинге в СЦК сообщил председатель Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК Алихан Смаилов.
“У нас в целом цены поднялись с основы текущего года на 4,9 процента. Это в целом по корзине. А в корзину, будто известно, входят как продовольственные, непродовольственные товары, этак и платные услуги. Но на отдельный продовольственные товары, в первую очередность фрукты и овощи, у нас рост цен был выше, чем на другие товары и услуги, а по некоторым было снижение цен, к примеру, на огурцы и помидоры”, — отметил маковка статкомитета.
Он добавил, что самый существенный рост цен зафиксировали за этот срок на лук репчатый — на 72 процента, морковь — на 65, картофель — 45, сахар-песок — 22, свеклу — на 21 процент.
Также выросли цены и на линия непродовольственных товаров. Например, моющие и чистящие средства подорожали на 8,5, бытовые приборы — на 8 процентов, а автомобили — в среднем на 13,5 процента.
Этак гласит официальная статистика, однако в реальной жизни, как правило, полотно несколько иная. Приведем одинешенек пример: сегодня яблоки в Астане можно обзавестись в среднем за 350 тенге. Подчеркнем, в летний сезон. Тогда будто до девальвации на столичном рынке в зимнее (!) пора их можно было обзавестись за 200-250 тенге (а в ряде случаев и за 160).
Астана
Экономика — Московский Комсомолец