Мобильные гаджеты покоряют базар финансовых услуг
Сегодня в 17:59, просмотров: 21
С массовым распространением смартфонов банки стали активно вводить мобильные приложения. Современные возможности управления финансами чрез мобильный телефон пока сдерживают лишь размер экранов и привычки обладателей гаджетов.
фото: Геннадий Черкасов
Революция смартфонов
Мобильный банкинг (МБ, управление банковскими счетами и совершение платежей с помощью сотового телефона) появился в России в начале нулевых. SMS-сервис позволял разузнать на карте остаток, поступления на счет и т.п. Смартфоны существенно расширили возможности.
Ныне компании, оказывающие массовые услуги бизнесу или населению, активно перемещаются в мобильную среду. «Приложения под iOs и Android — необходимые атрибуты любого современного финансового учреждения», — отметил директор по маркетингу Банка24.ру Денис Охримович.
Ранее мобильные сервисы полностью контролировались сотовыми операторами, вспоминает гендиректор группы площадок OTC.ru Дмитрий Пангин. Однако теперь телеком утратил воздействие, и вся экономическая инфраструктура стремительно переходит во Всемирную сеть, уже важен лишь технический функционал гаджетов.
«Уровень развития современных смартфонов не создает никаких технических преград для МБ. Конечно и в мышлении пользователей происходит революция», — подчеркнул вице-президент МДМ Банка Дмитрий Каштанов. Совершив несколько пробных операций чрез МБ, клиенты начинают оплачивать все повседневные услуги. Надобность в других каналах постепенно сокращается.
По прогнозу Juniper Research, в 2019 году использовать свои телефоны для проведения банковских операций будет уже более 1,75 млрд людей по всему миру. Это 32% итого взрослого населения Земли. Для сравнения, в текущем году число пользователей составляет 800 млн.
Популярные сервисы
Ныне в России МБ предлагают 63% банков топ-100, сообщил Станислав Мартынов, директор направления iBanking «Техносерва». Разными приложениями для популярных платформ смартфонов, сообразно Markswebb Rank & Report, пользуется возле 10,8 млн россиян.
Функционал и истина разнообразен. Через МБ клиенты могут получить информацию об остатке средств на своих счетах и картах, проглядеть выписки за любой этап, повторить любой платеж из истории, свершить платежи по собственным шаблонам, созданным в интернет-банке, а также переместить деньги между счетами. Кроме того, пользователь может пополнить баланс мобильного телефона, оплатить различные популярные услуги по шаблонам банка (Интернет и телевидение, хостинг-провайдеры и телефонию и т.п.). В случае необходимости можно заблокировать карту. Среди наиболее популярных платежных операций у россиян — оплата мобильной связи и ЖКУ, а также платежи по настроенным шаблонам, заметил Каштанов.
В основном физлица проводят чрез МБ небольшие платежи до 3 тыс. руб. В некоторых банках, ориентированных на предпринимателей, пользователи совершают платежи в среднем на 18 тыс. руб. в месяц. Столь скромная для месячных оборотов предприятия сумма получается из-за того, что бизнесмены также нередко оплачивают мобильную связь, Интернет и прочие повседневные услуги. «Клиенты-предприниматели отправляют по шаблонам или повторно будет крупные суммы денег своим контрагентам», — рассказывает Охримович. Возрастная аудитория МБ — предприниматели от 25 до 40 лет. Однако кушать и исключения. Например, Android-банком Банка24.ру пользуется клиент, которому возле 80 лет.
Проверка временем
Покамест не так много клиентов использует МБ. Этак, в интернет-банке «Океан», так, это всего 5–8% пользователей, — сообщила его вице-президент Татьяна Глазачева. В OTC.ru также покамест фиксируют лишь где-то 5% заходов с мобильных устройств, однако этот показатель постоянно растет, добавил Пангин. По его мнению, нужно немножко подождать, скоро будет натуральный бум мобильных сервисов. Покамест же должна пройти обычная для новой технологии проверка временем. Вначале бухгалтеры использовали счеты, после перешли к калькуляторам, сели за компьютер и, наконец, вышли в Сеть. Сейчас на прочность проверяется новоиспеченный метод — расчеты с помощью мобильных гаджетов. Пройдет еще несколько лет, подрастет поколение Y, для которых Интернет и мобильные сервисы в приоритете с детства, и будет взрыв. Отдельный участники рынка уже начали разрабатывать полноценные мобильные проекты для участников электронных торгов.
Также на подходе и полноценная смартфонная альтернатива бухгалтерии предприятия. Так, недавно было запущено новое мобильное приложение для iPhone (планируется расширение и на другие платформы), оснащенное искусственным интеллектом. Будто сообщил руководитель проекта Василий Юрченко, стартап сможет целиком заменить стандартный интернет-банк для компании. Помимо стандартных опций МБ стартап позволяет экспонировать счета, отслеживать их оплату, вести аналитику по клиентам и поставщикам. Ненастоящий интеллект, встроенный в приложение, сам анализирует ситуацию и дает советы и оценки по клиентам, платежам. Ведутся переговоры об интеграции с российскими и зарубежными банками.
Мир меняется, будущее за удобными мобильными интерфейсами, уверен Охримович. «Ключ к популярности мобильной оплаты — баланс удобства и безопасности», — солидарен и замгендиректора мобильного приложения заказа таксомотор GetTaxi Виталий Крылов. Эту тенденцию на примере транспортной компании видать уже сейчас: около 50% пользователей оплачивают поездки чрез мобильный телефон. Данные карт пользователей при этом хранятся на сервере банка-партнера, пользователи ничем не рискуют. По информации руководителя пресс-службы «Аэроэкспресса» Надежды Доржиевой, порядка 19% пассажиров, оплачивающих билеты электронным способом, делают это из мобильного приложения. Это возле 4% от всего пассажиропотока компании.
Роль МБ будет вырастать во всех отраслях нашей жизни. Довольно просто проехаться в метро или сходить в кафе, размышляет Каштанов: «Мы видим там молодых людей, которые сидят рядышком, но не общаются между собой, а смотрят в экраны своих мобильных устройств».
Экономика — Московский Комсомолец